10 принципов управления страной или как сделать Беларусь богатой

Любой здравомыслящий человек задастся вопросом: «Почему Беларусь, находясь в центре Европы, так и не может стать богатой страной?».  Многие специалисты, эксперты видят в этом свои причины – большая доля государственного управления, высокая зависимость от энергоносителей России, ментальность населения и т.д.  Все они по-своему правы.

Любая страна, город, предприятие находятся под влиянием множества факторов – внутренних и внешних. Каждый выбирает собственное поведение и управление в зависимости от времени и ситуации,  в которых он находится. Важным здесь становится умение грамотно выбрать принципы, приоритеты, их сочетание и  механизм реализации. Именно это требуется от тех, кто управляет. Пользуясь стратегическим языком - важно определить место, где мы находимся, цель, к которой мы стремимся, и технологию её достижения.

Любой успех зависит от тех принципов, которые выбираются в зависимости от того, насколько они совпадают с собственным мироощущением и адаптируются с внешним миром. Вот несколько принципов, благодаря которым Беларусь может и должна стать богатой страной.

1.  Принцип целеполагания. Важно понимать, какой все-таки путь развития  для Беларуси будет выгодным. Социальный, где высокая доля пенсионеров? В свое время Беларусь была страной военных пенсионеров, но то был Советский Союз, и экономические связи были совершенно иными, чем сейчас.  Предпринимательской, наподобие США? Но последнее время мы уничтожали предпринимателей как класс. Беларусь небольшое государство, но имеющее свои конкурентные преимущества. Важно использовать их и выбрать оптимальный путь во времени и конкурентном окружении. Выбранный сегодня путь не отвечает экономической выгоде страны.

2. Принцип близорукости управления. После распада СССР Беларуси достался «сборочный цех», что стало с одной стороны ценным, с другой расслабило. Беспощадно используя этот ценный ресурс и не совершенствуя его долгое время, получили результат – устаревшие технологии, неэффективное управление, попытку соединения неэффективного бизнеса с эффективным,  тушением «пожаров» в экономике, разгрузкой складов. Все это говорит о близорукости управления, отсутствия стратегического планирования.

3. Принцип ментальности белорусов. Беларусы по сути своей являются людьми с критическим мышлением. Это хорошо и плохо одновременно. Главное - уметь управлять этим. Например, люди с критическим мышлением становятся хорошими инженерами, программистами, чем богата собственно Беларусь. В этом мы схожи с немцами. Но другая сторона критического мышления – это самокритика. Достаточно посмотреть отзывы в интернете - большинство из них носят критический оттенок. Мы не умеем себя хвалить, повышать самооценку, чему стоило бы научиться.  Кроме того, нам  досталась по наследству  терпимость. Те войны, которые прошли по нашей земле, воспитали в нас людей осторожных, «памяркоўных», избегающих агрессии и рисков. Но  плохо, когда этим кто-то пользуется.

4. Принцип открытой экономики. Беларуси сложно быть сильной державой. У нас небольшая территория, недостаточно ресурсов, да и амбиции невысоки.  Открытость экономики является одновременно преимуществом и опасностью. Опасность заключается в том, что более сильные зарубежные игроки вытянут из Беларуси все позитивное и выгодное. Преимущество заключается в том, что мы становимся интересной независимой территорией для партнеров по созданию и получению добавленной стоимости. Примером может  быть Гонконг. Важно уметь создать такие условия, чтобы зарубежный бизнес видел в Беларуси не клиента, а партнера.

5. Принцип выгодного месторасположения, экспорта и развития услуг. Беларусь имеет самый выгодный ресурс – это её месторасположение. И с точки зрения транзитности места, близкого к основным товаропоглощающим рынкам  - Европа, Россия, и с точки зрения принципа устойчивости территории как объекта независимого от высокоскоростного изменчивого мира технологий. Имея недостаточный потенциал в ресурсах, зависимость от них, Беларуси предначертано идти по пути развития услуг. Этот принцип на себе уже ощутили страны Европы и США при нашествии китайской продукции. Производства были вынесены в Китай, а интеллектуальные разработки сохранялись на местах. Кроме того, Беларусь - малая страна, и не может быть самодостаточной за счет внутреннего оборота, в отличие от стран, которые могут себе это позволить: США, Китай, Россия. Все это подсказывает необходимость больше уделить внимание сфере услуг, нацеливаться на экспорт, используя свои конкурентные преимущества и принципы.

6. Принцип позиционирования. Страна не может быть хороша во всем, выпуская трактора и продукты питания, выпуская одежду и программное обеспечение, оказывая транзитные услуги и развивая въездной туризм. Следует рассмотреть, по каким направлениям нам лучше быть в партнерстве с зарубежным бизнесом и войти в международные альянсы, а в каких сделать упор,  инвестируя и развиваясь самостоятельно на международных рынках. А что-то  можно и отдать на откуп предпринимателям и зарубежным компаниям. Найдя такой компромисс, Беларусь оптимизирует свои ресурсы и интересы, выстроит эффективную политику.

7. Принцип импорта предпринимательства. К сожалению, белорусский предприниматель является скорее исключением, чем правилом, его надо взращивать.  В этой связи школу и опыт предпринимательства могут обеспечить зарубежные предприниматели из России, Литвы, Германии, Польши и других стран, работая бок о бок с белорусскими. Для этого надо создавать условия. Глобализация мира говорит о том, что белорусским предприятиям надо активнее рассматривать вхождение в международные цепочки, в ТНК, тем более, что мы являемся экспортоориентированной страной. Импорт предпринимательства в Беларуси происходит, хотя и медленно.

8. Принцип роли государства в бизнесе.  Государство активно участвует в бизнесе, являясь главным предпринимателем страны, оно же и монополист. Создание холдингов - это одна из попыток повысить эффективность и сохранить контроль над бизнесом. Однако непонятно, кто хозяин на предприятиях, кто должен нести риски. Бизнес, по сути своей, высокорисковый инструмент, государство не может себе позволить рисковать. Ведение бизнеса - это не функция государства, его функция - регулировать и мотивировать, собирая налоги и решая социальные функции. Не преследуя этого закона, государство порождает неравенство между частным и государственным сектором, путает законы эффективного развития экономики.

9. Принцип «уравниловки». В стране существует страх большой разницы между высокими и низкими доходами граждан страны. А ведь способствующие экономические условия и мотивация позволяют стать белорусам и стране богаче. В стране до сих пор назначаются, а не избираются мэры, финансами распоряжаются исполкомы, а не местные советы,  а регионы не мотивированы зарабатывать больше, ведь формирование бюджета по регионам Беларуси все равно не превысит плюс-минус десять процентов. Регионы должны быть более самостоятельны и мотивированы в увеличении доходов.

10. Принцип ручного управления. Практически вся вертикаль власти находится в ручном управлении, да и предприятия под государственным управлением также мыслят краткосрочными проектами.  Ошибка в искусственно (не естественно) созданной экономической и управленческой ситуации, а также в плановой (не предпринимательской) экономике приводит к страху принятия решений и краткосрочности работы управляющих кадров. В этой связи на местах отсутствуют творческие и эффективные решения.

Перечисленные принципы являются всего лишь философскими установками и не охватывают всех принципов. Но они создают ментальный фундамент для всех остальных действий. Причина всех, и прежде всего экономических  бед в Беларуси - неверная философская платформа на управленческом уровне, которая базируется на устаревшем экономическом мироощущении и личных, а не общественных интересах, неверном видении развития страны. Выстраивая программу действий на основе этих принципов, Беларусь можно (нужно!) сделать Богатой страной! Важно желание и понимание этих основ, остальное - дело техники.

 

Анатолий Акантинов,

1 июля 2014 года

123