Беларусь не туристическая страна, НО …

Беларуси сложно конкурировать с традиционными странами, где ставку делают на море, солнце и песок. В Беларуси нет гор и экзотических животных, фешенебельных гостиниц и конгрессных центров …

…Но, тем не менее, Беларусь имеет возможности в международном туристическом бизнесе. Достаточно оглянутся назад и посмотреть, в чем мы традиционно сильны - санатории, охота, приезд семей, принимавших детей по программе оздоровления после Чернобыльской катастрофы, Чемпионат мира по хоккею, спортивные соревнования и тренировочные сборы, международные встречи по украинскому конфликту и т.д. Как мы видим, туристические потоки достаточно специфичны, и держать их в постоянном ключе сложно.

Беларусь имеет перспективу в нишевом подходе туристического бизнеса. Сегодня постоянством могут похвастаться только санаторный отдых, экскурсионные туры и спортивные соревнования,  набирает обороты экологический туризм. Не тронутым пластом являются событийный, конгрессный, активный, лечебный туризм, туризм выходного дня, но зарекомендовать себя на этом поприще не так уж просто. Одной природой в Беларусь не заманишь, турист стал более требователен к сервису, эмоциям, логистике. Здесь есть над чем работать.

Беларуси следует рассмотреть новые целевые группы, страны, предложить им нестандартный, необычный отдых. Кроме того, нужно больше уделять внимание локальному продвижению туристического потенциала страны. От этого зависит акцент в продвижении и создании условий под этот туризм. Возможно, это китайский туризм – с 1 мая открывается рейс Пекин-Минск, возможно, это экологический туризм в Беловежскую пущу – с июля открывается возможность безвизового посещения гражданам Евросоюза, в Милане с 1 мая по 31 октября будет проходить полугодовая выставка «ЕХРО 2015» с участием белорусского павильона… Но, если в очередной раз гостиницы, туроператоры, перевозчики не проявят гибкость, активность и креативность, то эти начинания также уйдут в песок, как и возможности развития туристического потенциала Чемпионата мира по хоккею.

Здесь важна и поддержка государственных органов управления Мингорисполкома, Совета министров, Министерств спорта и туризма, культуры, иностранных дел и других заинтересованных. Ведь деньги на создание гостиниц нашлись, а на привлечение туристов, к сожалению, выделяются крохи.

Посмотрим, как вкладываются в продвижение ведущие страны на 22-ой международной выставке в Москве «Путешествия и туризм», которая прошла с 18 по 21 марта 2015 года. Самыми представительными на выставке были Турция, Италия, Испания, Греция. Это не удивительно, ведь одни из основных статей доходов этих стран является туризм.

 

 

Каждая из стран на выставке хотела чем-то удивить посетителей: кто-то устраивал народные танцы,  кто-то  угощал своим фирменным напитком, продуктом, кто-то разыгрывал плюшевых мишек, кто-то дарил женщинам розы…. Наши ближайшие соседи и Азербайджан пытаются найти свое позиционирование и быть уникальной. Каждая делает ставку на свое: Польша – «В Польшу за сказкой», Литва – «Взгляни! Почувствуй! Попробуй!», Латвия – «Отдохни без суеты», Азербайджан – «Европейское очарование востоком».

 

 

 

 
На выставке представляли свои интересы не только страны и туроператоры, но и отели, авиакомпании, сервисы по бронированию, отдельные туристические объекты, аквапарки, сувенирные компании, производители сопутствующих туризму товаров. Интересно было наблюдать за продвижением отдельных городов и регионов: Каталония, Ламбардия, Байкал, Алтайский край, Сахалин, Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Ярославль, Рига – каждый предлагал свои уникальные продукты. Москва, например, предлагала несколько турпродуктов – для детей, для инвалидов, выходного дня и т.д.

 

 

 

 

Интересным был павильон экзотических стран и дальних континентов. Достаточно внушительно себя представили Китай, Куба, Бразилия, Иордания, Шри-Ланка, Япония, Египет, Корея, Мальдивы,  Тайланд, Мехико, Арабские Эмираты, Доминиканская республика.

 

 

Национальное агентство по туризму Республики Беларусь представило 7 представителей туристической отрасли, спасибо тем, кто проявил активность. Стенд был полностью сформирован за счет участников. Отдельно выставилось одно из туристических агентств и санаторий. На белорусском стенде не было ни одной гостиницы, историческо-культурного объекта, города Минска, а ведь гостиницы требуют своей загрузки.

 

Российские туроператоры, которые представляли Беларусь, в основном предлагали лишь наши санатории да экскурсионные туры. Нетронутыми являются наши ледовые арены, аквапарки, музеи, события, агроусадьбы, конференц-залы, кухня, транспорт.

Вывод напрашивается следующий. Беларусь имеет возможности для того, чтобы стать туристической страной. Но для этого необходимо проявить активность: найти свою уникальность, консолидировать усилия, создать страновые или продуктовые стратегии, наладить продвижение не только страны, но и отдельных городов и объектов, видов туризма, обеспечить условия и достойный сервис. Все достаточно просто, главное это сделать. Но кто возьмет на себя эту ношу, инициативу и ответственность?..  

Анатолий Акантинов, 20.03.2015

 
123