Эффективная Беларусь (Геннадий Ридевский)

В рамках подготовки к Четвертому международному форуму «ИМИДЖ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: выгоды и пути достижения», который состоится в Минске 5-6 декабря мы обратились к специалисту по региональному развитию и региональной политике и спикеру форума, заведующему региональным центром «НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь», кандидату географических  наук, доценту Геннадию Ридевскому.  

Геннадий, вы имеете большой опыт региональных исследований. Не могли ли вы поделиться некоторыми основными результатами исследований по региональной проблематике применительно к нашей стране?

В Республике Беларусь, как и в других странах, наблюдается расслоение регионов по большинству показателей социально-экономического развития. Расслоение стало главной причиной активизации региональной политики в большинстве стран мира в последние десятилетия.

Расслоение регионов в Беларуси носит закономерный характер и протекает под влиянием центр-периферийных процессов, т.е. процессов концентрации населения и экономического потенциала в крупных городских центрах – регионополисах. C 1970 г. по 2013 г. доля населения, проживающего в регионополисах Беларуси возросла с 29,0 до 54,4% от всего населения страны. В результате центр-периферийных процессов административные районы и города Беларуси становятся всё меньше и меньше похожи друг на друга, они всё больше различаются по  численности населения, величине экономического потенциала, проблемам развития и глубине их напряжённости.

Все регионы современной Беларуси по месту и роли в территориальной структуре расселения и хозяйства, по численности населения и величине экономического потенциала можно разделить на три основные группы: ключевые, межрайонного значения и базовые. 

Границы: А – административных районов, Б – регионов развития.

Города: В – регионополисы – главные центры регионов развития.

Г – субрегиональные центры.

Регионы: 1 – ключевые, 2 – межрайонного значения, 3 – базовые.

Схема. Регионы развития и распределение административных районов Беларуси

на ключевые регионы, регионы межрайонного значения и базовые регионы

Следует отметить, что ключевые регионы, в которых на начало 2013 г. проживало 65,1 %  населения страны, в 2012 г. получили более 80% чистой прибыли всех организаций Беларуси, произвели более 85% промышленной продукции, обеспечили 90% товарного экспорта и привлекли почти 98,0 % прямых иностранных инвестиций на чистой основе. Очевидно, что ключевые регионы – экономическое ядро государства.

Таблица. Основные показатели, характеризующие площадь, население, экономический потенциал и эффективность экономического развития основных типов регионов Беларуси в 2012 г.

 

Основные показатели

Ключевые регионы

Регионы межрайонного значения

Базовые регионы

Республика

Беларусь

Площадь территории, %

20,0

19,2

60,8

100,0

Число районов

19

23

76

118

Население на начало 2013 г., %

65,1

14,5

20,4

100,0

Численность занятых в экономике, %

68,4

13,4

18,2

100,0

Экономический потенциал, %

76,5

11,1

12,4

100,0

Производство промышленной продукции, %

85,3

10,8

3,9

100,0

Производство инновационной промышленной продукции, %

84,2

11,9

3,9

100,0

Экспорт товаров, %

90,4

7,5

2,1

100,0

Чистая прибыль организаций, %

80,7

11,6

7,7

100,0

Прямые иностранные инвестиции на чистой основе в 2011 г., %

97,6

1,4

1,0

100,0

Примечание – Экономический потенциал регионов развития рассчитан как аналог ВРП для административных районов распределительным методом.

 

Данные таблицы убедительно свидетельствуют, что ключевые регионы – подлинное ядро экономического развития Беларуси.

 

Но расслоение регионов по численности населения, величине экономического потенциала, проблемам развития отмечается и в других странах, в чём специфика регионального развития в Беларуси?

Совершенно верно. Центр-периферийные процессы протекают и в других странах, при этом они становятся главной причиной активизации региональной политики и модернизации административно-территориального деления. Например, во Франции в середине 60-х XXв. для эффективного управления региональным развитием была создана система планировочных  районов, которая к 1986 г. была преобразована в 22-е новые полноправные административных единицы высшего уровня – регионы.

Республика Беларусь в отличие от большинства европейских стран пока не встала на путь проведения активной региональной политики. Объективные особенности современного состояния и тенденции развития регионов при проведении региональной политики практически не учитываются.

Свидетельством этого является инвестиционная политика, которая в значительной степени отражает региональную политику государства. За последние восемь лет (с 2005  по 2012 гг.) в ключевых, межрайонных и базовых регионах в расчёте на душу населения было накоплено инвестиций в основной капитал соответственно 12,6, 13,1 и 11,9 тыс. долларов США, т.е. распределение инвестиций в стране носило в целом равномерный характер (максимальная разница между тремя группами регионов составила менее 10,1%). Это позволяет определить региональную политику в Беларуси как политику регионального выравнивания.

С учётом экономического потенциала ключевых регионов и концентрации в них преобладающей части основных фондов страны политика регионального выравнивания оказывается политикой недоинвестирования именно этой группы регионов. Несмотря на это, экономическая отдача инвестиций (размер чистой прибыли за период с 2005 по 2012 гг. делённый на накопленный объём инвестиций в основной капитал) в ключевых регионах оказалась в 2,3 раза выше, чем в регионах межрайонного значения и в 3,6 раза выше, чем в базовых регионах.

Это свидетельствует о том, что региональная политика в Беларуси, т.е. политика регионального выравнивания не эффективна с экономических позиций.

 

 Но возможно региональная политика выравнивания оправдана в Беларуси с социальных позиций, т.е. с позиций поддержания относительно высокого уровня и качества жизни населения во всех регионах страны?

Одним из важнейших индикаторов уровня жизни населения является среднедушевой товарооборот торговли и общественного питания. Если в 2005 г. среднедушевой товарооборот торговли и общепита на душу населения в ключевых регионах Беларуси превышал аналогичный показатель в регионах межрайонного значения на 43,1 %, в базовых регионах – на 66,4 %, то в 2012 г. соответственно на 47,3  и 69,1 %.

Низкая эффективность политики регионального выравнивания как с экономических, так и с социальных позиций убедительно свидетельствует, что главным приоритетом региональной политики в стране должна быть не сельская местность, не малые и средние города, не базовые регионы и регионы межрайонного значения, а ключевые регионы, центры которых преимущественно большие города – главные катализаторы экономического роста в стране. Именно катализаторы, поскольку экономический рост больших городов – региональных центров внутриобластных систем расселения способен вызвать мультипликационный эффект, способствующий экономическому росту всех остальных регионов страны.

 

Хорошо, но что же делать в области региональной политики для построения эффективной Беларуси?

Можно сформулировать шесть основных шагов, которые необходимо сделать белорусской региональной политике для обеспечения эффективного развития государства на национальном и региональном уровнях.

  1. В Республике Беларусь необходима активизация региональной политики, превращение её в один из ведущих видов государственной политики вообще.
  2. В Беларуси назрела кардинальная смена парадигмы региональной политики. Необходимо отходить от затратной и неэффективной с экономических и социальных позиций политики регионального выравнивания к политике регионального развития, т.е. к реальному сближению регионов страны по основным показателям социального и экономического развития с опорой на крупнейшие городские центры.
  3. Многие проблемы городов и районов Беларуси могут быть решены за счёт собственных ресурсов, а это требует децентрализации власти и развития местного самоуправления. Это самый эффективный путь развития территорий с точки зрения использования их природных, экономических и человеческих ресурсов.
  4. Многообразию регионов страны должна соответствовать территориально-дифференцированная региональная политика, осуществляемая на основе реализации долгосрочных стратегий регионального развития. Стратегия развития каждого региона должна быть уникальной, но обязательно учитывающей его место в территориальной структуре государства. Каждый регион Беларуси, не зависимо от иерархического уровня (область, район, сельский совет), должен обладать такой стратегией.
  5. В стране назрела реформа административно-территориального деления. Основными объектами и одновременно субъектами региональной политики, а в перспективе – новыми единицами административно-территориального деления Беларуси могли бы стать внутриобластные системы расселения, хозяйствования и природопользования, которые можно назвать регионами развития. Регионы развития могут создаваться в границах областей уже сегодня, т.е. не ожидая административной реформы, в форме ассоциаций регионального развития. Именно таким территориям «по плечу» окажется разработка и реализация действенных стратегий перехода к устойчивому развитию (предполагаемые 16 регионов развития показаны на рисунке).
  6. Внутри каждого региона развития необходима своя внутрирегиональная политика, направленная на развитие входящих в неё регионов – административных районов, городов и сельской местности, посредством региональной кластерной политики –действенного механизма реалализации системы государственно-частного партнёрства, интегрирующей организации крупного, среднего и малого предпринимательства для повышения региональной конкурентоспособности.

Геннадий, спасибо за интервью, встретимся на форуме. Думаю, там ещё подискутируем.

Интервью вел Анатолий Акантинов

12.11.2013 г.