Нужны Третьяковы и Войниловичи

Чтобы вспомнить историю белорусского меценатства, достаточно прийти на площадь Независимости столицы, где гордо устремляется к небу Красный костел, возведенный в начале прошлого века Эдвардом Войниловичем в память о своих умерших детях, Симеоне и Елене. Сколько трудностей, недоверия, критики пришлось пережить Войниловичу, прежде чем величественный храм украсил город!

Но результат того стоил: в Беларуси всегда будут с благодарностью вспоминать его имя! На спонсорские деньги выходили первые книги белорусских классиков, и если кто–то не знает, то рисунок лебедя, украшающий легендарный сборник Максима Богдановича «Венок», — аллюзия на герб рода Завишей, к которому принадлежала меценатка Магдалена Радзивилл.

Правда, на долгое время традиция меценатства в Беларуси по естественным причинам увяла...

Но сейчас иная эпоха, появились солидные частные организации и бизнесмены, государственный сектор экономики уживается с негосударственным. А с другой стороны, столько уникальных культурных проектов нуждается в материальной поддержке! Так что настало время возродить традиции меценатства в Беларуси. И за 2014 год спонсоры поддержали наши музеи, театры, фестивали и прочее на 50 млрд. рублей! Вот на стене в моем кабинете — афиша международного Рождественского оперного форума, в нижней части которой целый ряд логотипов: банки, интернет–порталы, фирмы, государственные предприятия вроде «Белавия» и Белгосстраха... Конечно, главным спонсором национальной культуры остается государство, но хочется и появления Войниловичей и Третьяковых.

«Чем же государство, кроме бюджетных льгот, может отблагодарить наших спонсоров, людей богатых, у которых уже все есть? Мне кажется, это не материальная отдача, а, прежде всего, внимание и уважение», — считает первый заместитель министра культуры Ирина Дриго. И в праздничный крещенский вечер в Национальном академическом театре имени Янки Купалы состоялась торжественная церемония «Меценат культуры Беларуси 2014 года». На ней были вручены 43 диплома. Среди награжденных такие финансовые авторитеты, как Белгазпромбанк, Белвнешэкономбанк, ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», ОАО «Беларуськалий» и «Гродно Азот». Персональные награды получили председатель общественного объединения «Белорусский союз женщин» Надежда Ермакова, генеральный директор «Газпром трансгаз Беларусь» Владимир Майоров, председатель Белгазпромбанка Виктор Бабарико. Куда вкладывали средства? В Международный форум театрального искусства «ТЕАРТ», выставку «Десять веков искусства Беларуси», открытие новой экспозиции в комплексе «Брестская крепость», фестиваль Юрия Башмета... Кстати, в прошлом году фестиваль «Славянский базар» на 70% прошел на средства спонсоров.

Поддерживают ли меценатство законодатели? Есть Указ Президента «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи». Ирина Дриго подчеркнула, что «Цели оказания спонсорской поддержки были расширены почти на все виды творческой и культурной деятельности, начиная с сохранения историко-культурного наследия, заканчивая проведением крупных культурных мероприятий».

Кроме того, от налога на прибыль освобождаются организации (в размере не более 10% валовой прибыли), передавшие средства для строительства или реконструкции объектов культуры или использовавшие 10% прибыли на оплату счетов за оказанные учреждениям культуры работы и услуги. Кроме того, театры и музеи теперь могут создавать попечительские советы. Генеральный директор Купаловского театра Павел Поляков объяснил, что за год работы попечительского совета театра за спонсорские средства был поставлен спектакль «Тата», а без участия меценатов не состоялась бы премьера «Пана Тадэвуша» в Париже. Впрочем, Поляков считает, что перечень сфер деятельности, в которых может оказываться спонсорская помощь, надо бы расширить: «Есть уже немолодые актеры, которым хотелось бы оказать помощь, оплатить необходимую операцию».

По каким же критериям меценаты выбирают, куда вкладывать деньги? Увы — здесь есть проблема. Как сетует художественный руководитель Белгосфилармонии Юрий Гильдюк, академической музыкой перспективные спонсоры пока не особо интересуются. Деньги вкладывают, конечно, но в те проекты, которые на слуху, где громкие имена. А ведь в первую очередь в поддержке нуждаются молодые таланты! Многое зависит и от самих руководителей... Например, председатель Белгазпромбанка Виктор Бабарико как–то признался в интервью: «С нашей точки зрения, сильной стороной Беларуси было изобразительное искусство, поэтому мы и сделали на это упор». Иногда спонсоры помогают просто «натурой» — предоставляют театрам или музеям компьютеры, мебель, сантехнику.

Сейчас главное — чтобы успешные бизнесмены понимали, зачем вкладывать деньги в проведение выставки или издание поэтического сборника. А для этого необходимо, как заявил директор Национального художественного музея Владимир Прокопцов, чтобы у каждого руководителя банка было стремление приобщиться к искусству, чтобы богатые люди ходили в музеи, театры, читали хорошие книги.

rubleuskaja@sb.by
Советская Белоруссия № 11 (24641). Среда, 21 января 2015
Автор публикации: Людмила РУБЛЕВСКАЯ
Читать статью полностью на портале «СБ»
123