Пекин. Часть 4

Часть 11. Привлечение иностранных инвестиций.

Политика привлечения инвестиций была последовательной и поэтапной. Начиная с 80-го года, основные инвестиции были привлечены в свободно-экономические зоны на юго-востоке Китая вблизи морского побережья.

Основная ставка делалась на дешёвую аренду земли, дешёвую рабочую силу и налоговые льготы. На первом этапе инвестиций для развития инфраструктуры использовались государственные займы, для развития производств использовались прямые иностранные инвестиции.

Основным приоритетом в реформах Китая был экспорт, в т.ч. через давальческое производство, таким образом привлекались первые инвестиции. Экспорт стимулировался путем государственных дотаций: осуществлялся возврат НДС, на таможне была максимально упрощена процедура и валюта покупалась по курсу на 50% больше, чем был курс Национального банка. В страну поступали потоки валюты и вкладывались инвестиции в производство.

На первом этапе много инвестиций вкладывалось в строительство, позже инвестиции были направлены на слияние и поглощение компаний, участие в международных финансовых рынках. В 2001 году Китай вступил в ВТО, что дополнительно подтолкнуло к росту инвестиций в экономику страны.

С 1996 года Китай стал разрабатывать каталог приоритетных направлений инвестиций, который содержал категории инвестиций, подлежащих поощрению, разрешению, ограничению и запрету. В 2007 году были внесены изменения в этот каталог, который предусматривал модернизацию экономики, сбережение и экономию ресурсов, направленные на экспорт, развитие регионов и сектора услуг. Основные приоритеты инвестиций были направлены на развитие научно-технического прогресса, повышение управленческой инициативы и повышения качества производства.

Приоритетными направлениями были названы: коммерческая деятельность, внешняя торговля, телекоммуникации и сектор высоких технологий. В целом стоит задача перейти от  обычных секторов обработки к интеллектуальным секторам. Кстати, в этом направлении Беларусь также интересна в этом аспекте как партнер для Китая.

До 1978 года Китай в течение 29 лет сумел привлечь всего лишь 20 млрд. долларов, после 1978 года в течение 20 лет было привлечено 500 млрд. долларов, в 2010 году Китай смог привлечь 105,74 млрд. долларов за год. Китай занимает 2-ое место в мире по привлечению инвестиций, насчитывает около 160 инвестиционных компаний, около 80% совместных предприятий содержит 100% иностранного капитала.

Несмотря на успехи, у Китая есть свои проблемы: недостаточно инвестируются средств в центральные и западные регионы страны, недостаточно развиты интеллектуальные сферы.

Сейчас используется тактика «разные условия под разные инвестиции». Основной феномен китайцев в развитии и привлечении инвестиций – это гибкость. К сожалению, Беларусь не обладает этим качеством, поэтому опыт Китая не совсем к нам применим. Надо очень хорошо себя изучить и построить такую модель развития и привлечения инвестиций, которая будет соответствовать нашей ментальности и нашим жизненным принципам. Возможно, это стратегические межгосударственные инвестиции, т.к. гибкости на уровне частных инвестиций нам добиться сложно. Тем более у нас малая страна и распылять усилия и претендовать на активную деятельность среди большого количества инвесторов сложно. Инвестиции должны быть системными и от целевых клиентов.

Часть 12. Сектор услуг.

В мире ВВП на 2/3 состоит из сектора услуг. Основные доходы от него получают развитые страны. Доля занятых в сфере услуг в развитых странах составляет 60-75%, в развивающихся странах с низкими доходами – 30-45%. Важной статьей в экспорте также являются услуги. В странах СНГ доля услуг в экспорте в 2009 году составила 2%, а импорт 3%.  В Китае экспорт услуг составил в 2010 году 370 млрд. долларов, что составило рост на 22%, это в 2 раза больше чем среднемировой рост. Тем не менее, доля услуг составляет 30% от ВВП.

В классификацию услуг входит 12 отраслей и 143 подотрасли. Это коммерческие услуги, услуги связи, инженерно-строительные услуги, услуги по розничной торговле, услуги по образованию, финансовые услуги, услуги по окружающей среде, услуги по здравоохранению и социальные услуги, туристические услуги, туристические, культурно-развлекательные услуги, транспортные и другие. Например, разработка конструкторской документации на предприятии и использование торговой марки  является также услугой. Индийские врачи, например, оказывают медицинские услуги по Интернету жителям США. Сектор услуг имеет большие возможности для развития. Только почему-то в Беларуси этот процесс развивается медленными темпами. Ведь научные, конструкторские разработки, образовательные и медицинские услуги можно развивать активней. У белорусов, к сожалению, не развит  менталитет «торгаша», и поэтому мы отстаем. Может, создать мобильную группу молодых «торгашей» и отправить их пройти практику за рубежом. Сложность представляет учет услуг в экономике стран. ВТО признает две методики, которые имеют свои сложности и недостатки.

Анализ выбора приоритетных отраслей развития услуг имеет стандартный характер: всесторонний анализ возможности страны, анализ роли услуг в социально-экономическом развитии, оценка наиболее конкурентоспособных услуг. Важно оценивать услуги по объему экспорта и годовому приросту, в т.ч. прибыли. В 2008 году в мире транспортные  и туристические услуги составили соответственно 23,8% и 25,5%. Однако за последние 25 лет транспортные доля транспортных услуг уменьшилась на 10%. Следует отметить, что из 500 крупнейших компаний мира 65% компаний занимается услугами. В США лидером продаж услуг является – франшиза.

Для Беларуси развитие сферы услуг является важным стратегическим направлением, и этому способствуют базовые условия: транзитность территории, накопленный интеллектуальный потенциал, зависимость экономики от энергоносителей.

Китай определил для себя приоритетность развития услуг по трем группам: отрасли «глубокого копания» (транспорт, туризм, строительство); отрасли «приоритетного формирования» (ЭВМ и информацию, финансы и страхование, патентные права); отрасли «особого внимания» (культура, образование, розничная продажа, консалтинг).

Беларусь, также нуждается в оценке и определении приоритетов в развитии услуг, особенно экспорта услуг. Явно прослеживаются транспортные, IT услуги. Но достаточно ли этого? Есть услуги, которые можно генерировать с другими государствами, например, с Китаем – разработка научно-технической продукции, или использовать вкупе с реальным сектором, как пример, коммерческая торговля.

Анатолий Акантинов, 31.08.2011 года, г. Пекин, Китай (продолжение следует)

123